понедельник, 22 марта 2010 г.

Н.А.Уров. Распределение в Глазов

Хотя я и закончил Ленинградский Технологический институт, направление на работу получал в Москве. Узнав о том, что я имею прописку в Ленинграде у своей гражданской жены, кадровик министерства, беседовавший со мной, как бы извиняясь, говорил о долге, о советском патриотизме, о необходимости работать там, куда пошлёт Родина и т.п. Он видимо ожидал, что я буду упрашивать оставить меня в Ленинграде и был удивлён, с каким спокойствием и безропотностью я принял место моей предстоящей работы – маленький городок Глазов Удмуртской АССР. Между тем, я считал, что в таком большом городе как Ленинград, пробиться «в люди» будет труднее чем на периферии, а без соответствующего положения, то есть без хорошей должности, зарплаты и квартиры жизнь в Ленинграде не будет сладкой, несмотря на все его красоты. В этом я убедился за долгие студенческие годы, когда приходилось жить на одну стипендию и смотреть, как крыловская лиса на виноград, на соблазнительные, но недоступные удовольствия.

Была и вторая причина, по которой я не особенно стремился остаться в Ленинграде: мне хотелось как можно деликатней и безболезненней разорвать связь с женщиной, с которой прожили вместе четыре года, хотя и не были зарегистрированы в ЗАГСе. Разрыв был неизбежен, мы оба это хорошо понимали. Препятствием для дальнейшей совместной жизни была не разница в возрасте, не её первый муж, развод с которым не был оформлен, и не её сын-подросток. Причина была в том, что она не могла больше иметь детей из-за неудачного аборта, сделанного ещё в довоенные годы. Пока я был студентом, это меня не волновало, но после окончания института, а закончил я его в возрасте 32 лет, я серьёзно задумался о создании настоящей, собственной семьи. Мне казалось, что моё назначение поможет разорвать отношения как бы по независящим от нас обоих причинам, ведь не поедет же она в столь отдалённые от Ленинграда края. Но она бросила работу, оставила на попечение бывшей свекрови квартиру и сына и приехала ко мне, как только у меня появилось своё жильё. Она разрывалась между мной и Ленинградом и не знаю, сколько бы ещё времени продолжалось это ненормальное положение, если бы я не встретился с девушкой, которая стала мне верной женой и подругой, матерью моих детей. С момента нашего расставания в начале 1951 года я больше не встречался с этой женщиной. Слышал, что она «по-настоящему» вышла замуж, стала жить в благоустроенной квартире недалеко от Невского проспекта, а её сын стал известным футболистом, мастером спорта, игравшим несколько лет в составе ленинградского Зенита.

Итак, согласно разнарядке я оказался в маленьком городке Глазов, который был настолько маленьким, невзрачным и грязным, что городом его можно было назвать с большой натяжкой. Было там всего полтора каменных здания – неработающая церковь и ресторан, у которого первый этаж был каменный, а второй деревянный. Все остальные дома были деревянными одноэтажными за исключением нескольких двухэтажных бараков, в которых жили работники завода. Из культурных учреждений – клуб из брёвен и досок. Вблизи завода было три или четыре каменных здания, в которых размещались службы заводоуправления и жили руководящие работники. Грязь в городе была непролазная, тротуаров, хотя бы деревянных, не было и в помине, без сапог нельзя было ступить и шагу. С питанием тоже было неважно: в немногочисленных магазинах не было ничего кроме рыбных консервов и водки, пусто было и на маленьком рынке, потому что земля вокруг была глинистой, неплодородной, а местные жители-удмурты не сажали даже то, что могло бы вырасти.

Таким запомнился мне это город, когда я приехал туда в 1950 году. Вместе с тем, уже тогда просматривались черты будущего благоустроенного современного города. Строились целые кварталы и улицы жилых домов, некоторые накануне моего приезда были уже сданы в эксплуатацию. В одном из этих домов меня ожидала отдельная однокомнатная квартира, которую я получил сразу же, не прожив ни одного дня в общежитии. Квартиру я получил потому, что по анкетам числился женатым. Такие же квартиры получили и другие вновь прибывшие семейные молодые специалисты.

Завод ещё не был достроен, но уже работал. Работать я начал с должности мастера-дублёра и за короткий срок, примерно за год, прошёл многие ступени служебной лестницы до должности начальника большого и довольно сложного отделения. Такое быстрое продвижение объяснялось рядом причин. Одна из них заключалась в том, что до нашего приезда должности мастеров и начальников смен занимали люди со среднетехническим образованием, а иногда и просто практики. Мы, вновь прибывшие, имели перед ними большое преимущество, так как у нас была соответствующая инженерно-техническая подготовка в данной области, хотя и уступали на первых порах в практических знаниях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий