суббота, 23 января 2010 г.

Институт, общественная работа

На самом деле слово "общественная работа" вряд ли понятно сегодняшним детям. Даже нашим детям и внукам коммунаров, я уж не говорю о правнуках. А тогда общественная жизнь человека, а может это теперь называют социальная, начиналась в школе - октябренок, пионер, комсомолец и как венец творения - член партии. Плохо это или хорошо мне трудно судить, поскольку все общие ступеньки, которые для всех я тоже прошла, ну а в члены партии выбирали и этот выбор в те времена когда я по возрасту подошла к этому рубежу был настолько формализован (эти самые знаменитые годы застоя были), что про партийную деятельность я могу судить только со слов мамы и папы. Поэтому не здесь, а где-нибудь в рассказах об их жизни после института. Так вот общественная работа это то поручение, которое тебе дал коллектив - группа, курс или другая структурная единица комсомольской организации (Господи, выражаюсь прямо как в своих научных отчетах!) и которое ты должен выполнить в свое свободное время совершенно безвозмездно. Наверное жутковато звучит при таком описании. На самом деле это не так страшно, поскольку это могла быть организация вечеров отдыха, участие в санитарной комиссии в общежитии (нет, не медики, а твои же товарищи, могли прийти и устроить тебе разнос за свинарник в комнате, например), тот же самый студсовет, о котором я уже писала, диспуты на политические и общественные темы - ведь чтобы беседа получилась ее тоже нужно уметь организовать, помощь тем, кому трудно учиться, а это наверняка было необходимо, особенно тем, кто пришел с войны и последний раз видел учебники еще до ее начала. И наверное еще много чего. Когда появилась целина - студенты стали ездить на уборку урожаев, правда за это уже немного платили, когда появилась картошка - не знаю, но мы ездили в сентябре убирать подмосковную картошку, нас снимали с учебы. Конечно в таких случаях студентов использовали как бесплатную рабочую силу, но очень немногие сознательно избегали такой общественной работы. У мня остались замечательные воспоминания и о стройотряде и о картошке - да работа была не интеллектуальная, зато на свежем воздухе и среди своих и это помогало лучше узнать друг друга и в конечном счете помогало учиться. Вот так я об этом думаю!
Не надо забывать еще и то, что тогда было совсем другое информационное пространство - железный занавес опустили вокруг СССР достаточно скоро после войны и мы превратились в изолированный от окружающего мира остров. Наши друзья - иностранные студенты конечно приносили частицу другой жизни, но "узок круг этих людей", да и после войны страны прошедшие через были заняты своим восстановлением, возвращением к нормальной жизни и все наши были сильно на это заряжены. Я не знаю кто из коммунаров какой общественной работой занимался. Но, зная их всю жизнь, я совершенно уверена, что никто из них не стоял в стороне и не занимался только своими проблемами. Мама всегда с удовольствием рассказывала о лыжных кроссах, о том как любил их тренировать Постников и как радостно было выигрывать у подруг, которые тоже не любили проигрывать! Кстати, когда я училась в институте он еще заведывал кафедрой физкультуры и родители притащились на какие-то лыжные соревнования в которых я участвовала. Я лыжи люблю, но спортивной злости никогда у меня не было и когда я свою дистанцию добежала на финише ждали родители вместе с Сей Сеичем и мама передала мне его слова: " Сачок, она совсем свежая пришла, не выложилась!" Вот тебе и связь поколений! Про своих я этого сказать не могу - они выкладывались до конца в любом деле, которое делали.
И еще про пространство. Да, про жизнь за границей можно было узнать только из трофейного кино и той переводной литературы, которая хоть и была в большом дефиците, но появлялась на полках книжных магазинов. Да, телевидение только зарождалось и было чудом, но каждый новый фильм в кинотеатре ходили смотреть все! Это теперь легко говорить, о том что то кино лакировало советскую действительность, а тогда они пели песни из всех новых фильмов, а про фильм Золушка мама всегда говорила, что по тем временам это был очень смелый фильм, поскольку в нем была фраза короля :"Связи связями, но надо же и совесть иметь"! вроде бы позволяющая встать рядом с сильными мира сего. На производственную практику отправляли на любое профильное предприятие нашей необъятной Родины (ну не на Камчатку, конечно) и ты ехал (за государственный счет) в совершенно неизвестный мир, поскольку мог попасть туда, где люди говорят на своем языке - украинском, грузинском, белорусском, татарском - любом и живут совсем не так, как тебе привычно. И все это рождало ощущение единой большой страны, дела, которому ты служишь, чувства, что от тебя зависит то, как будет складываться жизнь дальше и даже, что ты хозяин своей жизни. Конечно потом жизнь вносила много чего, но в них я это видела и ощущала всегда, когда бы мы не встретились на протяжении всех этих почти пятидесяти лет пока они встречались на День Коммуны.

1 комментарий:

  1. Помню, как в 1972 г пели в спортивном лагере про Постникова.
    "Сей Сеич, дорогуша,
    не ругайся грозно
    Ты ведь тоже молод был,
    Спать ложился поздно"
    В этом спортивном лагере, начальником которого был Алексей Алексеевич, сохранился тот дух, что был у коммунаров. Наверное, он немалый вклад внёс в создание той атмосферы.

    ОтветитьУдалить