вторник, 5 января 2010 г.

Строгановы, истоки

Мои родители познакомились, когда начали учиться в МХТИ им. Д.И. Менделеева в 1946г. Папа - Евгений Федорович Строганов пришел с войны, а мама - Нина Степановна Петрова приехала из Петропавловска-на-Камчатке. Оба не москвичи, поэтому поселились в общежитии В Головановском переулке, где в те времена был студенческий городок, приютивший жаждущих знаний из нескольких московских Вузов. К стыду своему я уже не помню каких именно. Первые послевоенные годы были голодными. Набор доступных продуктов был не очень большой, а на такие товары первой необходимости как хлеб выдавали карточки на месяц вперед. Мама говорила, что чувство голода не отпускало никогда, а запах свежего хлеба сводил с ума и самым трудным было после получения карточек не отоварить все сразу (а на день на человека приходилась определенная норма хлеба) и не съесть весь положенный на месяц хлеб.
Надо сказать, что в Москве она оказалась случайно. Она родилась в Киеве в 1927 году, а в 1933 или 1934 бабушка уехала с ней на Камчатку - там объявился исчезнувший в 1929 году дед. Те, кто хоть немного помнит историю страны Советов знает, что в эти годы было покончено с НЭПом и начался страшный виток репрессий, который как смерч утянул миллионы жизней. Деда кто-то предупредил, что ему, как бывшему бойцу Белой Армии тюрьмы не миновать и он скрылся в одночасье, оставив жену с ребенком у киевской тетушки. Бабушка лет пять не знала о нем ничего и никогда нам так и не рассказала как он пропал и откуда потом появился. Но как только появился взяла с собой маленькую Нину, сестру Маню и через всю страну потащилась к мужу. Об их жизни на Камчатке нужно писать отдельную книгу, но нам важно лишь то, что мама выросла и закончила в Петропавловске школу с серебряной медалью, поэтому все в один голос ей твердили, что учиться нужно ехать на материк, что в Киеве полно родственников, которые не дадут пропасть. И они с подружкой переплыли на теплоходе на материк, сели в 500-веселый поезд и поехали в Москву. (Почему так назывался поезд - не знаю, так говорила мама, а в Москву - потому что все пересадки были там).
В Москве на Лесной у подруги была какая-то знакомая, у которой они ночевали и которая отговорила их ехать дальше: "Зачем вам, глупые, куда-то уезжать из Москвы, это ж столица и жить в ней будет полегче. А институт - так вот тут рядом, идите и учитесь". Так мама попала в Менделеевку.
У папы история другая. Он родился в 1916 г. в деревне Бяково Ивановской области в семье механика Ивановской ткацкой фабрики Федора Александровича Строганова. Семья была большая, отец был шестым ребенком, самым младшим. Неизвестно как сложилась бы его судьба, если бы Федор Александрович не умер в 1925 г. от заражения крови. А тут бабушка осталась с кучей детей, которые впрочем не сидели даром на родительской шее, а все рано начали работать. Отец в 14 лет уехал в Москву, поступил в фабрично-заводское училище при туполевском авиационном заводе и на него же пошел работать после его окончания. Он был замечательным механиком - я не знаю чего отец не сумел бы сделать своими руками. Когда пришла война он отказался от положенной брони и ушел добровольцем на фронт. К счастью он был тяжело ранен в битве под Москвой и поэтому остался жив. Когда он поправился его отправили служить по специальности - механиком на российско-американский аэродром, поскольку шел уже 1944 г. и союзники вступили в бой с фашистами в Европе. Фильм про эскадрилью Нормандия-Неман - про таких как отец. Когда кончилась война он пришел в Менделеевку. Почему, если вся его прошлая жизнь была связана с самолетами? Понятия не имею. У меня есть только одна версия - этот институт закончил и продолжал в нем работать его самый близкий брат Вадим, который был старше всего на два года. Как бы то ни было они с мамой оказались вместе, на одном курсе и поначалу даже в одной группе на неорганике или , если официально, на факультете технология неорганических веществ.
Продолжение

1 комментарий:

  1. 500-весёлый поезд
    О таком поезде написал мой отец в своих воспоминаниях
    Моя поездка запомнилась мне не только потому, что она была первой и последней поездкой по орденской книжке, следовательно, бесплатной, но и потому, что туда и обратно добирался я на поезде №501или «Пятьсот весёлом», как их тогда называли. Эти поезда состояли иногда из пассажирских вагонов, иногда из товарных, иногда из тех и других. Они считались дополнительными, ходили без расписания и поэтому останавливались возле «каждого столба», пропуская все встречные поезда и поезда, идущие следом, но по расписанию. Я ехал в товарном вагоне, где не было никаких нар или лежаков, все пассажиры, и мужчины и женщины, и старики и дети, лежали на полу вповалку, чуть ли не друг на друге. Остановку поезд делал в самых разных местах и никто не знал, сколько он здесь простоит, иногда случалось, люди, выбежавшие по естественным надобностям догоняли поезд со спущенными штанами, случалось и отставали от поезда. Особенно, конечно, было «весело» ездить на таких поездах пассажирам с маленькими детьми. Ехать мне пришлось голодным, потому-то что в Москве, где была пересадка, пришлось ждать двое суток и продукты, полученные по карточкам в Ленинграде закончились.

    ОтветитьУдалить