суббота, 6 января 2018 г.

Память девичья

У нас на факультете есть совершенно не технологическая специализация: Технический дизайн изделий из силикатных материалов. Она родилась в те годы, когда в стане царила пьянящая постперестроечная вольница, институты переименовывались в академии и университеты. И наши заслуженные профессора захотели, чтобы мы выпускали не только обычных технологов, но и тех, кто хоть немного знаком с художественными промыслами, умеет рисовать и графически представлять предметы и понимает какие из них можно выпускать промышленным способом, а какие нет.  В начале пути преподавали на этой специализации очень разные люди, в числе которых были два профессиональных  художника. Один из них книжный иллюстратор, а другой - классический пейзажист-портретист-график.
Вот его-то работы и оказались выставленными в эти длинные новогодние дни  в ЦДХ на Крымском валу
И я решила сходить - во-первых, сто лет на выставках не была, а во-вторых, мне очень нравятся работы Антона и его художественное видение окружающего мира. Традиционное поклонение красоте во всех ее проявлениях и не в том виде, в котором ее транслируют художники модернисты или абстракционисты, а в том, в котором она и существует на этой земле.
И утречком второго января (спешу заметить, что в новогоднюю неделю утро у большинства людей начинается часов этак с 10 - 11 часов) я выползла на улицу и поехала на Крымский вал. И пошла на выставку. Народу было всего ничего и я радостно потащилась на четвертый этаж обозревать экспозицию. Как потом оказалось: Шедевры искусства ХХ столетия.
И погрузилась в красоту прямо с самого начала, поскольку начиналась она  с русского модерна! По левой стене Наталья Гончарова, по левой -Михаил Ларионов. И буйство красок и тут и там! И меня затянули эти их бытовые картины с семьей и без, не хочется писать пейзажи, поскольку там везде лица и, почему-то кажется знакомые! Я не люблю читать подписи под картинами, если только удостовериться, что на портрете Федор Иванович Шаляпин, а не кто-то другой!, но это я забегаю вперед, ибо Ганчарова с Ларионовым писали свой мир!
Дальше понеслись Фальк, Лентулов, Кандинский. И далеко не все мне там понравилось или было понятно, но общее ощущение красочности окружающего мира оставалось! Каждый из них экспериментировал по-своему, но нигде этот эксперимент не был ради эксперимента, а по мне так немного попахивали хулиганством эти их примитивистские-модернистские-абстракционистские штучки!Восточные мотивы у примитивиста Лентулова? Цветовая экспрессия выпирающая из картин Кандинского, даже когда цветовая гамма не слищком праздничная, абсолютно читаемый в абстрактном изображениим Венецианский карнавал Волкова. И совершенно сразил Шагал своими мирами, где половина ходит ногами по земле, а половина по небу и еврейские музы вполне могут соперничать с древнегреческими!
А черный квадрат Малевича казался покрыт крокодиловой кожей?!
Таким радостным манером я продвигалась по миру русских художников примерно до 30-х годов 20 столетия. Я не пошла смотреть конструктивисткие работы - не понимаю, не мое и поэтому зачем?
Но тут эстафету перехватилиакварели, в которых кто только не отметился, но для меня настроенчески победили Конашевич и Филонов, а потом оглушил красками Сарьян! и  поразил в самое сердце Истомин картиной Вузовки, где на фоне какого-то невнятного интерьера типа чертежного зала две стриженые под скобку девушки то ли чертят, то ли читают учебники и их фигуру написаны на светящемся фоне, как будто этот свет исходит от них.
А потом пришла РЕВОЛЮЦИЯ. В смысле зал, где все работы были написаны на всякие рабоче-крестьянские и народно-депутатские темы, не без Ильича, разумеется.
Они все были написаны хорошо. И правильно. И в соответствии с правилами живописи до эпохи импрессионизма-модернизма-конструкцивизма- абстракционизма, не к ночи упомянуты будут! Но какой тоской повеяло от них! Пожалуй, впервые с такой отчетливостью я УВИДЕЛА какой мир мы потеряли!
И тут очнулась и поняла, что наверное работы Антона, если они в этой экспозиции расположены, должны быть в 21 веке, а я все еще в первой половине 20-го. И заглянула в фейсбук, поскольку именно там он мне написал где именно искать его акварели. И поняла, что я где-то не там, поскольку мне было велено идти в 12 зал на втором этаже, а не на четвертом!
И, поскольку залы с картинами Петрова-Водкина и Дейнеки после тех, первых, меня не очень вдохновили, я пошла искать нужный мне 12 зал.
Дальше чисто по-советски. Дама, которая дежурила у входа в залы второго этажа тут же мне сказала, что она здесь первый день и ничего не знает и отправила в справочную на первый.
А уж там, одна из двух явно сведущих тетушек, поглядев на мою запись с улыбкой сказала, что мне надо в ЦДХ! А я где?- на голубом глазу удивилась я? А вы в Третьяковке!
Ну, тут все, что про память девичью всплыло у меня в голове, я искренне поблагодарила тетушек и призадумалась.
В общей сложности я прогуляла по выставке часа полтора и на второй такой подвиг была не способна. Нет, не потому, что ноги мои просили покоя от каблуков. Я не могу бесконечно поглощать впечатления, у меня в отношении всего нового дробное питание, иначе ничего в памяти не остается!
Но когда я вышла на улицу решение пришло само. Мне не обязательно смотреть всех, кто висит в ЦДХ! Я посмотрю только работы Антона! И так и сделала!
Возможно, если бы я сразу сюда пришла впечатление от выставки современников было бы иным. Но случилось как случилось. Десяток акварелей с видами Кремля и старых улиц Москвы были прекрасны, как старые открытки. Краски такие живые, что картины казались дышащими. Только очень маленькие, особенно в сравнении с полотнами Третьяковки. А все остальное - мимо глаз! Не потому что плохи - не выдержали тогобуйства жизни, которым прославился 20 век.
Нет, не ругала я свою память, а была ей благодарна за такой новогодний подарок, одно из первых чудес наступившего года.
 Image result for Антон Батов акварели

Комментариев нет:

Отправить комментарий