суббота, 28 октября 2017 г.

Может быть у человека мечта?

Очередное солнечное утро и ласковое море начинало входить в привычку. Всего-то четыре дня ежедневного плавания, а казалось, что именно так утро и должно начинаться.
Будучи в совершенно расслабленном и радостном состоянии я вдруг услышала словосочетание: "Музей керамики" и тут же поняла, что поездка в этот самый знаменитый биопарк на краю большого города становится моей очередной мечтой, и уже немножечко эфемерной. Ибо пропустить музей керамики я не могла! Все южные регионы владеют искусством получения из разной глины совершенно замечательных вещиц - прежде всего, конечно, посуды. Но эта самая посуда всегда несет отпечаток личности самого ремесленника, художника, а получается, что и всего народа. Ибо кому нужна посуда, которую никто не будет покупать? А музейные коллекции сохраняют для нас вкусы тех, кого уж нет с одной стороны, и их современную интерпретацию - с другой.
Поэтому я мысленно попрощалась с жирафами-львами-тиграми-носорогами с цветных картинок про жизнь валенсийского биопарка и мы отправились в путешествие к раскрашенным глиняным черепкам!
Здание музея, расположенное в старом центре на улице какого-то поэта, похоже на прекрасную игрушку, поскольку отделано со всех сторон чудесными резными каменными наличниками, орнаментами, барельефами и еще бог знает как называются эти финтифлюшки на его стенах!
А внутри - роскошь! С мраморными полами и стенами, огромными зеркалами и потолками, украшенными цветным камнем, росписью и орнаментами. Часть музея у нас назвали бы краеведческой, поскольку там явно воспроизведены интерьеры дворцов времен Испанской империи, где каждая комната - столовая, кабинет или спальня оформлена в соответствии с назначением теми самыми предметами, которые должны были в ней находится не одно столетие назад. Были там и роскошные кареты, очень хорошо сохранившиеся, яркие и изящные, вполне под стать нашим представлениям о перевозимых в них дамах. И можно было зависать подолгу в каждом зале внимательно рассматривая ту или иную уникальную мелочь. Но мне была интересна выставка керамики. И она не подвела!
В Испании, едином европейском государстве, каждый регион имеет свои символические границы и отнюдь не символический диалект! В самом начале экспозиции висит карта региона - Валенсии, где на двух языках - испанском и валенсийском - обозначены все основные центры производства керамики, начиная с XII в. И ни одного слова на английском!
Мы брели меж витрин с этажа на этаж ( а их четыре!), любовались изделиями старых мастеров и я уже в который раз восхищалась их умением и выдумкой. Керамика, в отличие от стекла, прячет свою сущность, свое тело под слоем глазури, которая может скрыть все цветовые или иные недостатки первоначальной заготовки. Та самая обожженная глина - красная, белая или любая другая, дает жизнь изделию! Форму, размеры, массу и прочность. А все лавры достаются тонкому слою покрытия, которое наносят, чтобы скрыть остаточную пористость. И именно оно становится лицом предмета. Вот ведь какая штука!
Роспись, которой были покрыты и керамические плитки и блюда разного возраста ясно свидетельствовали о красках испанского мира - насыщенных, сочных, но не безумно переливчатых, а иногда и сдержанных в используемых художниками палитрах. Там не было такого уж безумного разнообразия форм ( а сколько форм тарелок вы сможете придумать? Не ради прикола, а чтобы ими можно было пользоваться?), но было то самое Лицо Валенсии, которое я так хотела разглядеть и запомнить на протяжении всего нашего путешествия!
 



 И, конечно, под занавес экспозиции чья фарфоровая фигурка провожает благодарного посетителя? Вы не поверите! Прекрасной испанки! Не герцога, священнослужителя или пирата - ибо всем известно, что историю делают мужчины! Наверное, потому, что все их свершения делаются ее именем!





Комментариев нет:

Отправить комментарий