понедельник, 6 марта 2017 г.

Все проходит, а музыка вечна!

В этом музыкальном сезоне у меня всего два абонемента. Один в зал Чайковского, другой в Консерваторию. И всякий раз идя на концерт я жду какого-нибудь чуда - нового звучания чего-нибудь известного, встреча с неизвестной мне и прекрасной мелодией, каких-нибудь картин или воспоминаний, возникших под ее воздействием. Сбывается не всегда, но радость  ожидания остается!
В последний раз мы слушали Рахманинова и Равеля, совершенно непонятно по какому признаку объединенных в одном концерте. Я знала, что в самым последним произведением будет Болеро и надеялась, что даже если что-то будет не так оно поправит. До сих пор я ни разу не слышала его отдельно от танца, разве что по радио, и ни разу живьем.
Итак, Болеро. На сцене Большого зала консерватории некая суета. вперед, прямо под нос дирижера ставят малый барабан и к нему бочком и немного прихрамывая подбирается невысокий мужичонка в концертном костюме. Большой симфонический оркестр подготовлен к пятнадцатиминутному путешествию, Федосеев взмахивает палочкой и возникает ритм. Не стук, не шелест, а четкий ритм, который производит тот самый, невысокий мужичонка практически не двигая руками согнутыми в локтях. Через какое-то время этот ритм подхватывает соло кого-то из медных инструментов, нежное, почти журчащее негромко выводит мелодию, которую знает каждый, кто слышал хотя-бы небольшой кусочек из Равелевой нетленки.
Они играют вдвоем. Барабан свое, а "трубач" (ей-богу, не знаю какой инструмент начинает первым!) свое и из этого странного дуэта возникает музыка, которая проникает во все, самые маленькие кровеносные сосуды и возникает ощущение, что кровь в них подстраивается под этот ритм и бежит уже не в соответствии с ударами сердца, а подчиняясь этому ритму и этому голосу!
Меж тем звуки оркестра становятся громче, да и не удивительно ведь к трубам и барабану одна за другой присоединяются все группы музыкальных инструментов. Первыми из смычковых подхватывают барабанный ритм контрабасы и их мощное гудение предсказывает развитие событий. Не все так просто в этом ритмическом однообразии, вы послушайте как он прекрасен этот ритм, если мы сделаем его чуть громче! И только тогда осознаешь, что барабан-то по-прежнему слышнее всех! Нет, не громче, но вокруг него заиграла уже треть оркестра, а он все равно главный, хотя руки барабанщика все еще кажутся неподвижными!
И вот все смычковые вступили в общий круг, но их не узнать! На них играют щипком, да еще и держат скрипки в руках почти как гитары! Духовые продолжают плести магию волшебной дудочки, а все остальные держат ритм! Он все громче и главным остается барабанщик!
К этому моменту, а это еще только середина пути, в голове не остается мыслей и мелькают картины, созданные музыкой, а внутри все начинает дрожать и в какой-то момент нужно взять себя в руки, чтобы не уйти как крысы за Нильсовой дудочкой туда, откуда идет этот нескончаемый ритм! Я ловлю себя на том, что повторяю движения Бежаровских танцовщиков из его хореографической версии Болеро, к счастью для окружающих все-таки мысленно, хотя плечи дергаются, а ступни отбивают такт. Внутри нарастает что-то огромное и радостное и кажется, что оно перельется через край, хотя что это словами выразить невозможно!
Наконец весь оркестр играет в полную силу и вступает второй барабанщик - высокий, с роскошной сединой и веселым отчаянием в движениях! Он стучит в унисон в первым барабаном гораздо громче и звонче и радостней! Но ритм того, первого барабана все равно остается главным!
Финал Болеро повергает зрительный зал в мгновение тишины, которое через секунду взрывается сумасшедшими аплодисментами, криками браво! И ты хлопаешь вместе со всеми и понимаешь - отпустило! Кто знает что могла сотворить с тобой музыка продлись она еще хоть одну, непрерывно повторяющуюся и совершенно не надоедающую музыкальную фразу! Не хочется говорить и радуешься тому, что снова можешь свободно дышать. И не сразу понимаешь, что этот ритм никуда не делся, он звучит внутри тебя и совершенно неизвестно когда закончится эта пляска!
Музыка вечна?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий