воскресенье, 20 ноября 2016 г.

подъезд №6

Я спускаюсь по лестнице своего подъезда, а навстречу мне плывет волшебная музыка. Кто-то, живущий парой этажей ниже, играет на арфе! Услышав ее в первый раз я не поверила своим ушам и решила, что мне померещилось. Мало ли что почудится  когда вечером ползешь домой с работы? А теперь я бываю рада, если слышу ее звучание и грущу, если нет. Арфа в подъезде явление знаковое. Старые кирпичные пятиэтажки вроде нашей обречены на вымирание,  заселение мигрантами и постепенное превращение в многолюдное не очень приютное жилье. Квартиры в них маленькие, кухни - санузлы и вовсе крошечные, лифтов и мест для колясок и прочей детской утвари не предусмотрено. Панельные точно обречены на такой путь, а у кирпичных, как выясняется, еще есть надежда!
Мы заселялись в эти хоромы в конце пятидесятых и тогда отдельные квартиры были запредельной мечтой. В доме было полно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преимущественно девочки, мальчишек было на весь подъезд, по-моему, трое. Дворовый асфальт был разрисован классиками и домиками и по вечерам по нему стучали мячи, прыгалки и биты для классиков. Наш район был молодым, бодро строился и заселялся, и для молодого поколения в начале шестидесятых выстроили Дворец пионеров на Воробъевых горах. Туда ходить было не близко, а доехать  не на чем, поэтому во всевозможные кружки и секции дорожку прокладывали в средней школе, а младших занимали как могли родители - кто языки учил частным образом, а кто и на фортепианах играл. У нас в подъезде таких не было, все больше уличные игры: зимой лыжи-санки-коньки, летом - все вышеназванное. Самым хорошим в наших дворах было то, что играли все вместе. Конечно младшим приходилось сложнее в прятках и салках, но их не выгоняли, а мужественно терпели или выживали какими-нибудь детскими способами типа обидной дразнилки. Дружбы против кого-то или длительных бойкотов не вспоминается, а вечерний каток у школы с подружками постарше, на который родители нас отпускали без дополнительного сопровождения - сколько угодно!
И вообще, по сравнению с нынешними детьми, которых водят за руку до выпускного класса, а кого и подольше, у нас была сплошная свобода. Основные требования родителей школьников - съесть обед, выучить уроки и быть дома к приходу родителей. И вовсе не у всех, как у нас с Иркой, были бабушки. Ключи на веревке на шею и вперед! Гулять во двор, в секретное место на ветвях низко растущего дерева, на ледяную горку в овраге, а когда стали постарше и освоили окрестности, то и в Нескучный сад!
Музыка в доме появилась когда в доме культуры Новатор начала заниматься Галка Кобылкина, наша соседка с пятого этажа.   Это четырёхэтажное здание с лепниной и колоннами  было построено в 1952 году и во дворе его остался кусочек старого парка с фонарем и скамейкой. В 60-десятые годы он был настоящим районным культурным центром с библиотекой, кинозалом, цирковой студией под руководством акробата и воздушного гимнаста А.Н. Гольского, музыкальной школой, хореографическим кружком. Наша продвинутая соседка ходила на музыку, как мы тогда называли фортепиано, и хореографию. И до нас доносились ее музыкальные экзерсисы, которым я страшно завидовала. Постепенно мое нытье на тему хочу играть возымело свое действие, и мы пошли покупать пианино!.
Признанным музыкальным экспертом в Строгановской семье был старший папин брат Александр Федорович, которого и упросили пойти с нами в комиссионный магазин на предмет выбора инструмента. Всех подробностей я не упомню, но затея увенчалась водружением на 4 этаж (без лифта!) пианино "Заря" коричневого дерева. И наступила заря музыкальных занятий. Надо сказать, что все эти кружки не были бесплатными, мое музыкальное воспитание стоило 10 руб. в месяц и включало оно занятия по фортепиано, хор и сольфеджио.К сожалению мое детское упрямство в сочетании с невежеством и поддразниванием соседками, что мол будешь в хоре петь как малолетка (а я уже в шестом классе училась!) сыграли свою отрицательную роль и на хор с сольфеджио я не ходила! Поскольку эта музыкальная школа была наверное больше кружком, чем школой с экзаменами и дипломами, никто за этим особенно не следил. Промучилась я там два года и не ушла далеко от "Болезни куклы" и "Старинной французской песни". А потом выпускные экзамены в восьмом классе, переход в другую школу и стало мне не до музыки. Одно из невыполненных благих намерений, которые пригождаются лишь при мощении сами знаете чего!
Но волну музыки подхватили еще несколько девочек и несколько лет в подъезде музыка звучала.
Папа, которого никто никогда специально не учил играть на пианино, время от времени садился, подбирал на слух какую-нибудь любимую мелодию и к ней простейший аккомпанемент и наслаждался моментом владения инструментом пусть даже в таком немного корявом видею
Время шло и в подъезде остались в основном старики. Кто-то продал квартиры, кто-то поменял, но было ощущение, что дом заселен временными жильцами, потому что пропали два признака постоянного жилья - дети и собаки, а так же связанные с ними звуки, запахи, санки-коляски на площадках и т.д.
И вот арфа! Собственно она озвучила перемены исподволь произошедшие в нашем шестом подъезде двух-подъездного дома! В эти маленькие двушки и трешки заселились молодые семьи с детьми. Они ходят в детские сады и школы, плачут, смеются, шалят, кричат и наполняют дом музыкой жизни. У некоторых уже есть собаки, которые с лаем вылетают на прогулку и стараются побыстрее перескочить куски тротуара, засыпанные солью против выпавшего снега. И порой, возвращаясь домой, встречаешь семейство с маленькими жителями дома, которые подвергают тебя внимательному перекрестному осмотру во время совместного подъема по лестнице и некая робость возникает внутри: А успешно ли ты прошел этот досмотр и не запишут ли тебя в строгие тети, а вернее уже бабушки? Кто знает, им жить и разбираться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий