вторник, 11 мая 2010 г.

Девочки-бабушки

Просмотрела сегодня последние записи - что-то мы опять застряли... Весна? Дача? Внуки?
На фотографиях с мамой и папой - девочка, на персональной странице блога - бабушка, а между ними лет 50 - целая жизнь. Как-то это не очень в голове укладывается. Когда пронеслась?
Собственно тема которую хочу сейчас начать маячила у меня в голове давно, но никак не могла до конца оформиться. Толчком послужила заметка в "Огоньке" о Владивостоке и полном отсутствии в тамошнем музее города экспонатов советской эпохи. 19 век есть, а 20 как бы и не было? Мы стараемся написать о Коммунарах не вдаваясь в детали быта и окружающей обстановки, а ведь приметами эпохи являются не только люди (хотя я считаю, что главное все-таки они), но и еда, одежда, погода, надписи на заборах, партсобрания с решениями таких вопросов, которые теперешние молодые и обсуждать бы не стали. Собственно то, в чем мы попадаем на белее твердую почву, чем когда пишем о событиях и отношениях, зафиксированных детским умом. Хотя когда я смотрю на себя маленькую с мамой и папой понимаю, что моя жизнь рядом с ними была окрашена в яркие и светлые тона и многие гадости сквозь эту защиту не могли пробиться. Как живя рядом с ними я могла не доверять окружающим? или не любить ближнего? или ставить личное выше общественного? или не считать, что отвечаю за все - как они?
Совершенно не помню обстановку нашей 10-метровой комнаты в Ухтомке - скорее всего кроме кроватей и стола там ничего не было. Где стояла посуда- может быть на крошечной общей кухне с двумя керогазами. А вещи куда складывали - все-таки с бабой Маней нас было шесть человек! Как умыла Ирку с мылом и она орала на весь двор (мне - года 4, ей соответственно 1,5) поскольку умывальник во дворе, а баба Маня кричала на меня, а я больше всего боялась, что из-за меня сестра ослепнет. А еще замечательная примета той эпохи - лифчик. Это была такая короткая майка с резинками, к которым пристегивали чулки. Их носили и мальчики и девочки садовского возраста, да и в начальной школе тоже. Мама шила нам с Иркой теплые из байки в каких-то немыслимо ярких огурцах. Когда она успевала еще и шить? Откуда в Ухтомке была швейная машинка - у тетушек скорее всего, а вот у тети Веры или тети Тоси? Вот тебе и приметы времени - убегают, поди догони...

Комментариев нет:

Отправить комментарий