среда, 5 апреля 2017 г.

Вальс №2

И снова о музыке! Под занавес нашего концертного сезона в программе концерта оказались два композитора, которые не состоят в моей первой любимой пятерке, хотя и у того и другого есть музыка, которую я люблю. Я говорю о Прокофьеве и Шостаковиче.
Очень отчетливо помню свое первое впечатление от балета Ромео и Джульетта, который смотрела во Дворце съездов где-то в начале семидесятых. Не помню кто танцевал и вообще никакого впечатления от балета, кроме темы Монтекки и Капулетти. До сих пор когда слушаю этот железный марш мурашки бегут по коже.
Впрочем смотреть балет и слушать его же музыку в концертном исполнении две большие разницы. И сегодня, слушая эти бессмертные музыкальные темы, сочиненные Прокофьевым мне подумалось: "А за что же он эту божественную солнечную Италию, искрящуюся, музыкальную и цветущую  в такую железную страшную машину превратил?" Поскольку когда зрение не отвлекается движениями танцоров перед глазами возникает бездушная машина, сметающая все на своем пути и столь же безжалостная, как те предрассудки, которые дали жизнь Шекспировской трагедии и как те события, свидетелем которых был в тридцатые годы автор музыки. Однако первое отделение закончилось чудеснейшим вальсом из балета Золушка, который закружил и унес все грустные ассоциации и мысли о тридцатых годах 20 столетия, которые были и временем написания замечательной музыки и одновременно одной из тяжелейших страниц в истории советского государства.
Музыку Шостаковича я знаю совсем плохо. Больше читала о нем и его судьбе и судьбе его произведений, чем слушала музыку, поскольку самым пропагандируемым его произведением была Ленинградская симфония (седьмая, если я не ошибаюсь). Про остальную музыку было полно всяческих сплетен, которые, если в них вдуматься, оказывались все же снова не про музыку, а про личность композитора.
Объявленные во втором отделении произведения мне лично ни о чем не говорили. Посудите сами: сначала фрагменты из неоконченной комической то ли оперы, то ли оперетты "Большая молния", потом вариации на тему "Tea for two" (я так и не поняла причем здесь Прокофьев?), а потомсюита для джаз-оркестра № 2 и все это написано в те же тридцатые годы!
Ну про комическую оперу говорить сложно, поскольку она была не окончена и скорее задумана как сатирическое представление типа "Балаганчика" или окон РОСТА, поэтому кроме того, что как жаль, что хоровая капелла пела так мало и текст я не поняла вообще! сказать ничего не могу.
А вот джазовая сюита удивила так удивила! Все ее части показались мне какой-то очень умелой компиляцией знакомых произведений советских композиторов того времени. Ну прямо то Блантер, То Дунаевский, то какой-нибудь Покрасс!
Нет, там не было прямых цитат, но музыка навеивала "Волгу-Волгу", "Свинарку и пастуха", "Трактористов", "Парня из нашего города". Ну продолжите этот список сами и не ошибетесь. Вся эта музыка прямо выплескивала на вас молодой задор молодой кинематографической страны советов.
Исключением был вальс №2. Когда его заиграли я подскочила и спросила у Ольги:"Это что?!?" Потому что мы все прекрасно знаем эту чарующую мелодию, которая написана в духе самых известных старинных  русских вальсов.И слушая его я почувствовала рядом всех наших коммунаров, их лица чередой вставали перед моими глазами. Мама с папой, оба Изьки, Захаров, тетушки Майя, Зина и Ира - молодые и хохочущие. Прямо оттуда, из юности, кружащиеся в вальсе на танцплощадке первых послевоенных лет. Губы искусала. чтобы не разреветься. А он все звучал и звучал широко, свободно и прекрасно!
Дома полезла в интернет, поскольку никак не могла понять ну откуда я знаю эту музыку?
И  оказалось, что  на диком западе его называют Русский вальс и он бьет рекорды популярности, соперничая с самыми известными произведениями Петра Ильича и Сергея Васильевича. И, как водится, весь мир его знает не из фильма Калотозова "Первый эшелон" и не из концертов российских музыкантов, хотя говорят его играл в своих зарубежных концертах Мстислав Растропович, а как саунд-трек к последнему фильму Стенли Кубрика «Широко закрытые глаза»! Пророков нет в Отечестве своем!
Пишут, что сам Д.Д. относился и к вальсу несерьезно, поскольку вроде как написал его, чтобы показать, что и русский вальс он сочинит может, какие проблемы?

Мы уходили из Большого зала и мурлыкали его мелодию, как и почти все, кто шел рядом с нами и чуть поодаль. Большой зал готовился к ночному джазовому концерту и совсем другая публика двигалась нам навстречу. Нам, плывущем в облаке Русского вальса Д.Д. Шостаковича.
 http://www.youtube.com/watch?v=LX1fiE0U1qA&feature=related

Комментариев нет:

Отправить комментарий