суббота, 22 января 2011 г.

Менделеевские девчата, продолжение

Кому труднее, а кому легче тогда жилось девушкам или юношам вопрос риторический - никому. Послевоенная Москва наверное жила полегче чем остальная Россия, но для студентов живших на стипендию все было непросто. Достаточно посмотреть на то, во что одеты и насколько стройны и прекрасны! Никакого тебе лишнего веса и мыслей о диетах!И все же девушки. Девушки Советской страны готовили себя к активной жизни и работе. Наш технологический вуз, который готовил кадры для заводов с точки зрения здравомыслящего человека не место, где нужно учиться женщинам, а тем более работать на производстве серной или азотной кислоты или какой-нибудь органики, большинство из которых были не просто, а очень вредными для здоровья. Если заботиться о здоровом воспроизводстве жителей России, то путь в большую химию для женщин должен быть закрыт. Наши учились и знали, что всех распределят на заводы или в крайнем случае в проектные институты, причем московская прописка абсолютно не является гарантом, что такое предприятие будет в Москве. Собственно так оно и вышло. Казалось бы мама с папой остались в Москве благодаря отцовской аспирантуре на кафедре физики и той самой комнате в Люберцах на станции Ухтомская, в которой они поселились после свадьбы. Но официально они не были женаты! Каким чудом мама, девочка с Камчатки, была принята на работу в ГЕОХИ РАН? и всю жизнь занималась очисткой редких и рассеянных элементов с самого низа таблицы незабвенного Д.И. Менделеева, большинство из которых обладают радиоактивными свойствами?
Или тетя Зина Пивушкова, у которой совершенно железно была подмосковная прописка в Загорске. Что ее понесло в Глазов на урановый комбинат?
"В настоящее время открытое акционерное общество "Чепецкий механический завод" входит в структуру Корпорации "ТВЭЛ" (российский производитель ядерного топлива), являющейся частью ОАО "Атомэнергопром", принадлежащего Госкорпорации "Росатом". Предприятие находится в городе Глазове, расположенном на севере Удмуртской республики. Завод успешно работает в своей отрасли уже на протяжении шестидесяти лет и в 2006-ом году отметил свой юбилей. Сегодня ЧМЗ занимает одну из лидирующих позиций среди мировых производителей изделий из циркония и циркониевых сплавов"
И потом, после встречи с Николаем Анисимовичем и переезда в Усть-Каменогорск работала с легкими элементами и заработала профзаболевание и тем не менее всю жизнь провела в цехах?!
Тетя Ира Морданова, опять же жительница Загорска, которая большую часть своего трудового стажа заработала изготавливая взрывчатые вещества, в составе которых нет ничего полезного для живого организма.
Совершенный пробел про тетю Майю. Нужно уточнить у ребят про ее трудовой путь, но, поскольку она выпускник неорганики, можно не сомневаться, что и ей большой химии в жизни хватило.
Тетя Сима Голубова, ближайшая подруга Гончаровой на протяжении всей взрослой жизни. Их так и звали: "Симка-Галка". Всю жизнь любила дядю Гошу Джамбова. В 70-е работала в ГИАПЕ, а это значит, что как минимум командировки на заводы большой химии подразумевались. Кто знает, может тетушки, которые так и не вышли замуж, потому и не рожали детей, что риск, связанный с профессией их подстерегал?
Я отвергаю в качестве причины отсутствия детей отсутствие мужа. Да, общество тех лет не приветствовало матерей-одиночек. Но все мои любимые тетушки не были одиночками в жизни - у них были родственники и друзья, которые вряд ли оставили их в одиночестве с ребенком на руках. И жизнь и профессия были против.
Еще знаю, что многим замужним пришлось ка следует призадуматься на тему рожать - не рожать по причине работы. У мамы в ГЕОХИ были две подруги, которые закончили Менделеевку на полгода раньше, чем она - первый выпуск физико-химического факультета - Кира Барсукова и Вера Беляева (я, к сожалению не знаю их девичьих фамилий). Обе рожали после тридцати пяти, хотя тетя Кира вышла замуж ненамного позже мамы. В результате - один, Ленечка Барсуков, мой очень близкий друг удалец-молодец. Другой - Мишка Беляев, хотя умственно полноценный, физически - нет и сейчас, после смерти мамы всю оставшуюся жизнь проведет в больницах, если кто-то из родственников отца не возьмет его под свою опеку.
Хотя, если этих энтузиасток спросить жалели ли они о том, что связали жизнь с такой неженской профессией я очень сильно сомневаюсь, что от кого-нибудь мы дождались бы отрицательного ответа. Они ведь трудоголики и созидатели и в этих цехах, лабораториях и чертежах было дело, которое им было подвластно, которое делалось и плоды которого были кому-то нужны.
Я так завидую им сейчас!

1 комментарий:

  1. Насчёт распределения. Мама рассказывала, что ей предлагали остаться работать в том московском НИИ, где она проходила преддипломную практику, но ни квартира, ни общежитие не предоставлялись.
    Вторая причина, а может, и первая, заключалась в том, что девушкам хотелось романтики. Поэтому мама и Ира Морданова попросили отправить их куда-нибудь на восток. Единственное условие - чтобы там можно было кататься на лыжах.
    Кстати, в своих воспоминаниях отец пишет, что ему предлагали остаться в Ленинграде http://ourov.blogspot.com/2010/03/blog-post_21.html
    То есть, остаться в столице могли многие толковые выпускники

    ОтветитьУдалить