суббота, 8 января 2011 г.

Разные судьбы

Все наше общее коммунарское прошлое, в котором родители тесно связаны с друзьями юности совершенно не означает, что встреча членов коммуны была предопределена. Чем больше информации собирается, тем более крамольные мысли поселяются в голове. И о том, что членов коммуны могло быть намного больше - ведь сколько близких по духу людей их всех (опять же подчеркиваю всех) окружало! и о том, что никто из них не мечтал о большой химии и выбор института у большинства был связан с абсолютно вторичными причинами. Вот образчик таких причин из жизни Захаровых. Как пишет Наталья Сотникова (Захарова):"У бати в семье было трое детей - он самый старший, затем Лёвка и Женька - сестра, она сейчас жива и живёт на родине родителей в Ростове. Отец - Петр Алексеевич в молодости был сапожником, потом закончил институт лёгкой промышленности чуть ли не в Москве, почему-то стал военным, в войну семья жила в Америке, потом В Германии, откуда батя приехал поступать в институт. Он мечтал стать хирургом, но после посещения анатомички резко передумал и поступил в Менделеевку." Замечательное замечание для ребенка о дедушке "почему-то стал военным". Не знаю как до войны, а когда нас распределяли после окончания института в середине семидесятых кого-нибудь из ребят направляли работать во Внешторг (да, да, с инженерным образованием). Что подразумевалось под эти загадочным словом? Кто-то действительно занимался закупками оборудования, кто-то - промышленным шпионажем под видом закупок. Так что дедушкино присутствие в Америке во время войны, как говорил Юрка Захаров в настоящее время старший, было связано с ленд-лизовскими поставками союзников в Россию, а в конце войны в Германии даже не возьмусь предполагать с чем. Именно за близкое знакомство с Западом дедушка Петр Алексеевич после окончания войны не имел возможности вернуться в Ростов на родину и был отправлен служить в Сибирь. Об этом мы немножко писали, когда рассказывали о поездке к заболевшему Захарову Веры Качалкиной. А уж ее путь в Менделеевку был воистину прямой - в смысле прямо от дома дорожка до институтского порога отнимала немногим больше пяти минут. Вот опять цитата от Натальи:"Родители мамки родом из деревни под Рязанью. Бабуля моя даже помнила молодого Есенина. Приехали они в голодные годы в Москву, поселились на ул. Лесной около Бутырки в коммуналке. У мамы была старшая сестра Аня, её отца убили в первую мировую. Дед Иван Сергеевич был классным столяром, а бабушка не работала. Верка очень хорошо рисовала и мечтала поступить в архитектурный, но не было лишних денег на проезд и пришлось ей ходить пешком в Менделеевку. Так они там и встретились, о чём никто никогда не жалел, а мы, дети, тем более." Вот такая картина маслом. Хочешь - ищи корни тяги к учебе в каких-то детских представлениях о хорошей жизни образованных людей. Хотя когда это в России интеллигенция жила хорошо? Но это с чем сравнивать. Если с нищетой рязанских деревень, то наверное хорошо, а если с фильмом "Свинарка и пастух", то вовсе не факт. Всех так зажигал ленинский призыв: "Учиться, учиться, учиться!"? Да ведь после войны главной задачей было не помереть от голода и лишние рты логичней было отправлять не учиться, получая нищенскую стипендию, а устраивать на работу на фабрику или завод - там платили больше. Вот и выходит, что общим у этого голодного послевоенного контингента студентов (ненавижу это слово, которым теперь оперируют во всех отчетах про студенческие дела - и про итоги приема и про сессии и т.д.)было желание получить образование, пусть не всегда именно то, о котором мечталось, главное, чтобы было интересно жить! Собственно мне кажется именно это и отличало наших от других подобных компаний - неубиваемый интерес ко всему, что происходить непосредственно с ними и в их ближнем и дальнем окружении. И их активное участие во всем происходящем вокруг и жажда управлять собственной жизнью и делать ее лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий