четверг, 1 апреля 2010 г.

Дни Коммуны и другая жизнь

Не могу точно сказать с какого возраста День Коммуны выделился в отдельный праздник. У родителей был очень широкий круг знакомых и друзей, в нашем доме неделями кто-то жил (я имею в виду Москву, то есть это уже начало шестидесятых) и сейчас мне трудно судить каким образом Коммуна для меня стала Коммуной. Мне кажется, что это пошло с 10 Домодедовского дня, когда Фельд делал газету с фотографиями и написал стихи про всех детей Коммуны. Я помню оттуда - про Захаровых, поскольку дяди Юры не было и не было их фотографии:
Не один, не пара их
Трое их - Захаровых!
Хоть и тощие ребята,
В этом мы не виноваты
Папа наш забыл про фото
Папа занят на работе,
Вот такие мы сидим
Грустно вам в глаза глядим.
Вместо фотографии была картинка - трое ребятишек разного роста, нарисованных по принципу: "точка, точка, два крючочка..."
Про Васильевых
А вот поглядите - не парень, а сила!
Зовут эту силу Андрюша Васильев.
И к чести Васильевых должен сказать я,
Что братья Васильевы дружные братья!
Про Строгановых
Это вот - Аленушка, это вот - Иринушка,
Ихний папа Женюшка, иха мама - Нинушка!
Полная кровинушка, тонкая соломушка,
Толстая Иринушка, тощая Аленушка.
К сожалению сами газеты, которые хранились у родителей достаточно долгие годы в итоге пропали под действием очередного ремонта. Не было тогда электронных носителей!
Но в те годы, более частыми, шумными и запоминающимися для меня были сборы менделеевской компании, в которой были Смирновы, Строгановы, Коганы, Степановы, Малинины. Может быть потому, что наша троица Ириша, Алешка и я была дружной и мы вместе замечательно проводили время и не последняя заслуга в этом была бабы Юли. Она незаметно появлялась, вроде ничего такого не делала. Теперь я понимаю, что это было то самое "гуляние под присмотром", когда детям от этого хорошо и весело.
И все взрослые были ужасно заводные! Этот непрерывный фейерверк дяди Юры Когана, которого мы называли Серым Волком, но так и не смогли вспомнить когда выросли откуда появилось это прозвище! И едкие и точные замечания дяди Юры Степанова, тихие комментарии отца и дяди Леши. И дядя Коля Малинин, который с удовольствием "подставлялся" под шутки друзей. И тетя Рина Малинина, признанный мастер рассказывать любые анекдоты, поскольку выглядела она этакой веселой простушкой, начинала с того, что поднимала на мужа глаза и говорила что-то вроде:"Ну, Коля, можно я еще расскажу" и затем следовало что-то такое, отчего все умирали от хохота.
Я уж не говорю про песни - они пели все и у меня в памяти те годы и те встречи - сплошные песни.
А Коммунары в жизни присутствовали всегда. Я знаю, что мама переписывалась с тетей Зиной - это при маминой "любви" писать письма! Ну а то, сто любое событие в коммунарской семье тут же обсуждалось - и говорить нечего. Мы росли и новости коммуны вплетались в жизнь нашей семьи наравне с семейными событиями. И даже баба Маня, которая в силу прочного деревенского менталитета всю жизнь ворчала на маму (отца она обожала и он был вне критики!), что та деньги бросает на ветер, когда у детей того и того нет постепенно привыкла и полюбила всех и была очень довольна, если сборы проходили у нас дома.
После института родители поселились в Ухтомской. Конечно сейчас представить трудно как они выкручивались, поскольку поженились они в 1951 году, а в январе 1953 умер мамин отец и в июле родилась я. Про смерть Сталина говорить не хочу - знаю со слов родителей о первом шоковом впечатлении от этого известия и что они не пошли на похороны потому, что мама ждала меня. В той избушке где поселились мама с папой жила семья папиного брата Вадима Федоровича, в которой к тому времени было пять человек - Вадим Федорович, Вера Васильевна, Саша (8 лет) с Лидой "Дзепочкой" (4 года) и бабушка, мама Веры Васильевны, Лидия Павловна. Поскольку все студенчество отец жил в общежитии обе комнаты (10 и 15 м) занимала эта семья. А потом они потеснились и пустили туда жить мать с отцом. Про работу я уже писала, хочу отметить только, что из коммунаров наверное только отец по роду деятельности не был связан с большой химией и оборонными вопросами. Всем остальным досталось - кому сколько. Да и чего было ожидать и институт химический и специальность они себе выбрали "не скучную".

Комментариев нет:

Отправить комментарий